ОПЕРАЦИЯ «КООПЕРАЦИЯ»: КУРС НА ЭКСПОРТ

С августа прошлого года в регионе начал работу проект «Бизнес на экспорт», основными партнерами продвижения которого являются Вологодское отделение общественной организации «ОПОРА России» и Региональный центр поддержки предпринимательства. Участники проекта уверены: создание условий для выхода малых и средних предприятий на экспорт поможет динамичному развитию самых разных отраслей экономики области. Об этом — в материале Бизнес и Власть

Вологодская область на сегодняшний день остается крупнейшим экспортно-ориентированным регионом Северо-Запада – по итогам 2015 года объем экспорта предприятий Вологодчины составил более 3 млрд долл. Наибольший объем поставок продукции на зарубежные рынки приходится на крупные корпорации – «Северсталь» и «ФосАгро», а вот доля предприятий малого и среднего бизнеса в структуре экспорта пока по-прежнему невелика. При этом их экспортный потенциал довольно высок. За последнее десятилетие наши малые и средние предприятия наладили выпуск высококачественной конкурентоспособной продукции и готовы ее экспортировать.

Действенным механизмом, способным облегчить выход малого бизнеса на внешние рынки, является кооперация. В этом уверены участники I Межрегионального Совета по кооперации, прошедшего недавно в Вологде. Теме использования конкретных механизмов кооперации при выходе на зарубежные рынки была посвящена работа отдельной экспертной панели Совета. На диалоговой площадке встретились представители власти, институтов развития бизнеса, предприниматели из разных регионов России, а также зарубежные эксперты – представители Финляндии, Польши, сотрудники Торгового представительства РФ в Бельгии и Люксембурге.

СЕРТИФИКАЦИЯ: КАК СНИЗИТЬ ЗАТРАТЫ?

Ключевым вопросом выхода малых и средних предприятий на внешний рынок является сертификация. Меры по сертификации экспортных товаров, которые в настоящее время предпринимаются в России, все еще недостаточны. Проще говоря, сертификаты российского происхождения по-прежнему не признаются за рубежом. Предпринимателям приходится тратить время и огромные деньги на дополнительную экспертизу в зарубежных лабораториях. Это бьет по итоговой стоимости товаров, но чаще всего ставит заслон на пути к экспорту для желающих экспортировать. Затраты на сертификацию в рамках одного предприятия могут достигать десятков миллионов рублей, поэтому пройти процедуру сертификации решаются далеко не все.

Ряд предприятий находит выход в сотрудничестве с трейдерами, которые в большинстве случаев снимают часть нагрузки с экспортеров, в том числе по вопросам сертификации. Кооперация в этом случае помогает решить одно из основных условий экспорта – большие объемы продукции, которое небольшое предприятие обеспечить не в состоянии, а трейдеры — могут. И в этом направлении для предприятий, особенно тех, кому необходимо наращивать свой бизнес, есть определенные перспективы развития. Но что делать тем, кто не хочет прибегать к услугам посредников в выходе на зарубежные рынки? Ведь работа с трейдерами, которые закупают продукцию у предприятий по минимальной цене, существенно снижает выгодность экспортных сделок.

Не обращаться к услугам трейдеров и при этом частично снизить затраты на сертификацию возможно с помощью механизмов кооперации на этапе подготовки. В этом уверен ведущий аудитор чешского нотификационного органа ITC Игорь Звягин:

— Во-первых, предприятия в рамках ассоциации производителей какого-либо вида продукции могут вести единую информационную базу по стандартам этой продукции, потому что покупать стандарты и качественно их переводить очень дорого. В рамках ассоциаций затраты на эту часть можно существенно снизить. Во-вторых, при кооперации можно делать так называемый предварительный аудит, когда аудитор приезжает и сразу по всем маленьким предприятиям делает обзор и дает рекомендации о том, какие требования данного стандарта на предприятии соблюдаются, а какие – нет.

При этом, по словам Игоря Звягина, нужно понимать, что сертификат выдается на конкретное предприятие и создание ассоциации не избавит от прохождения процедуры сертификации. Да, речь не идет о серьезном снижении затрат, но в любом случае, кооперация на этапе подготовки к сертификации будет выгодна всем ее участникам.

ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА: ОБЪЕДИНЯЕМ УСИЛИЯ

Важнейшим звеном экспортной деятельности является организация доставки груза покупателю. Помимо оформления большого числа необходимых документов важно правильно организовать доставку, выбрать оптимальный и наименее затратный маршрут. Существует также зависимость между объемами груза и сроками его доставки: чем меньше партия груза, тем реже происходит отправка на экспорт. Например, по Москве малые партии грузов собираются и отправляются на экспорт не чаще двух раз в месяц. Ведь смысл отправления грузов на экспорт появляется при объёмах этого груза от 15 куб. метров и выше. Как оптимально решить вопрос организации международной транспортной логистики? На помощь снова придет кооперация.

— Самыми выгодными с точки зрения затрат на транспортные расходы являются водные грузоперевозки, — говорит генеральный директор ООО «Речфлотсервис» Ирина Кузина. – Мы достаточно опытная компания в плане грузоперевозок, и логистику нам выстроить несложно – можно отправить груз через Санкт-Петербург, через Волгу. Но на сегодняшний момент нет такого поставщика, который может загрузить хотя бы один целый теплоход. Недогруженный теплоход отправлять нерентабельно, поэтому необходимо объединять грузы, такое объединение будет выгодно для всех участников кооперации.

Кстати, компания «Речфлотсервис» уже 8 лет является региональным представителем компании «ЛУКОЙЛ» на рынке перевозок нефтепродуктов – и это пример удачной вертикальной кооперации небольшого предприятия и крупной корпорации.

Вход был тяжелым, работа непростая. У таких крупных компаний всегда серьезные требования, вплоть до требований к сотрудникам, которые работают на судах. Знания и опыт, которые мы получили благодаря кооперации с «Лукойлом», позволяют нам достаточно свободно ориентироваться на рынке. Более того, мы работаем напрямую с заводом, у нас нет необходимости перекупать топливо. Эта экономия издержек позволяет нам составлять серьезную конкуренцию другим компаниям, работающим на рынке грузоперевозок.

Татьяна КРИЦКАЯ, директор «Регионального центра поддержки предпринимательства»:
— Открывая экспортную сессию Совета, я не случайно вспомнила тезисы теории Дарвина, в трактовке которой кооперация является проверенным способом выживания. В вопросах выхода малых компаний на внешние рынки недостаточные объемы продукции зачастую становятся камнем преткновения в переговорах с крупными иностранными покупателями. К этому барьеру добавляются: сложная логистика удаленных точек производства, дорогостоящая сертификация, обилие трейдеров, сводящих к минимуму конечную прибыль экспортера, дефицит ресурсов для эффективных коммуникаций бизнеса с зарубежными партнерами и так далее. Поэтому консолидация объемов товаропроизводителей внутри одного или нескольких регионов – зачастую единственное решение для малого бизнеса по открытию и сохранению своих экспортных рынков.

И на этом мы планируем сосредоточить работу Центра поддержки экспорта РЦПП в ближайшем периоде. Уже есть первые результаты по логистике: наработанные в этом году прочные международные связи позволяют говорить о прямых партнерских коммуникациях. Вызовы от бизнеса сформулированы и приняты в работу. Генеральная задача на 2017 год — расширить и диверсифицировать реестр и портфель контрактов малых и средних экспортеров региона, максимально упростить доступ ко всем федеральными региональным мерам государственной поддержки, повысить уровень компетенций бизнеса в вопросах внешнеторговой деятельности.

ФИНСКИЙ ОПЫТ: КООПЕРАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

Одной из форм кооперации может стать не только объединение усилий в вопросах сертификации и логистики, но и кооперация в сфере развития технологий производства. О финском опыте кооперации рассказали представители Ассоциации General Finland. Общение с финскими коллегами было организовано посредством видеоконференции.

— Кооперация является необходимым элементом для выхода на международные рынки. При этом сотрудничество между малым и средним бизнесом мы видим крайне важным не только в продажах, но и в технологиях. Именно для решения этого вопроса и была создана наша Ассоциация. Объединив наши усилия, мы сегодня можем участвовать в проектах на десятки миллионов евро, — говорит директор по развитию Ассоциации General Finland Юхани Похьюс. – Актуальный вопрос: могут ли предприятия, которые конкурируют между собой, сотрудничать? Один из примеров такой кооперации в Финляндии – партнерство 30 небольших производителей окон. Можете представить, как было сложно изначально их объединить на одной площадке, когда каждый из них боролся за своего клиента? Тем не менее, объединиться их заставила необходимость технологического развития и улучшения качества выпускаемой продукции. В результате менее чем за год они смогли улучшить технологии до такой степени, что каждое из этих небольших предприятий сегодня может конкурировать с любым крупным производителем окон в Финляндии, не уступая в качестве.

ОПОРА НА «ОПОРУ»

Большая роль в развитии кооперации отводится структурам, нацеленным на защиту прав и интересов предпринимателей, оказание информационной и консультационной поддержки малому и среднему бизнесу. Одна из основных организаций, которая сегодня занимается этими вопросами – «ОПОРА России». В работе I Межрегионального Совета по кооперации в Вологде принял участие исполнительный директор общественной организации Андрей Шубин, который выступил главным экспертом в работе площадки по обсуждению механизмов кооперации при выходе на зарубежные рынки:

— Самая главная задача – информирование и продвижение, поиск контактов между крупным бизнесом и малым бизнесом. Показателен в этом плане пример работы «Северстали», который обсуждался на Совете. Такие же проекты мы пытаемся сегодня реализовывать с крупными государственными и частными компаниями. Также у нас постоянно проводятся обучающие семинары для предпринимателей, которые хотят выйти на зарубежные рынки: мы рассказываем, как взять заказ, как правильно в нем участвовать. У нас есть международный отдел, деятельность которого направлена на организацию бизнес-миссий для наших предпринимателей и помощь в поиске зарубежных партнеров, на изучение опыта и знаний западных коллег в вопросах кооперации. Внутри «ОПОРЫ России» компании также взаимодействуют между собой и выстраивают кооперационные связи не только с крупными компаниями, но и друг с другом, чтобы помочь в реализации отдельных бизнес-проектов.

Вологодское отделение «ОПОРЫ» также продолжает активно работать над решением проблем малого и среднего бизнеса, помогая местным предпринимателям искать точки взаимодействия и новые рынки сбыта, в том числе за рубежом.

— Один из приоритетов нашей работы — международные проекты, связанные с поиском и выстраиванием отношений между малыми предприятиями России и зарубежных стран, — говорит председатель регионального отделения «ОПОРЫ России» Алексей Логанцов. — В этом году при нашем участии было организовано несколько бизнес-миссий для заинтересованных в экспорте вологодских предпринимателей, которые прошли довольно успешно. Проблем, которые требуют решения, особенно в вопросах участия малого и среднего бизнеса в экспорте, еще хватает. Но мы готовы к сотрудничеству, а главное – у нас есть реальные возможности помочь представителям малого и среднего бизнеса. Одна из основных задач, которые сейчас ставят перед нами предприниматели, — содействие в разработке механизмов субсидирования затрат на сертификацию. Для этого необходим диалог с областной властью, консультации на самых разных уровнях – важно, чтобы усилия были не напрасными, а меры поддержки – своевременными и эффективными.

Александр КАЛИНИН, президент «ОПОРЫ России» (из интервью «Российской газете»):

— Мы разработали и готовы предложить «Российскому экспортному центру» программный продукт для малых экспортеров – Национальную сеть «Доверие». К примеру, предприниматель делает мед. Чтобы наладить его поставки за рубеж, разобраться, какие коды внешнеэкономической номенклатуры получить, как заполнить таможенную декларацию, где найти сбыт, перевозчиков, лучшую логистику, понимать, на какой терминал товар поступит, сколько он там пробудет, нужен сервисный программный продукт. Причем состыкованный с другими электронными сервисами, поисковыми системами.

Фото: АНО «РЦПП ВО»