Будь в курсе
Жми кнопку "Быть в курсе"
и мы будем оповещать тебя о всех самых интересных мероприятиях РЦПП
Будь в курсе
Учредитель Департамент экономического развития Вологодской области
ru en

Планируемая отмена ЕНВД с 1 января 2021 года вызывает обеспокоенность малого бизнеса

18.09.2019

Уполномоченный Степан Ткачук: «Планируемая отмена ЕНВД с 1 января 2021 года вызывает обеспокоенность малого бизнеса. Высказываются предложения об установлении переходного периода с продлением его до 2024 года и необходимости модификации иных специальных режимов налогообложения».

С 1 января 2021 года планируется отменить ЕНВД, обеспечив переход предпринимателей на иные режимы налогообложения. Основная причина указанных изменений – борьба с уклонением от уплаты налогов, вывод предприятий из тени и увеличение доходов бюджета.

Отмена ЕНВД вызывает определенную обеспокоенность у представителей малого бизнеса, которые придерживаются следующей позиции: «Глубоко убеждены в том, что налоговая система должна быть стабильной. ЕНВД – прекрасно зарекомендовавший себя налог с долгой историей, с понятным механизмом действия. Искренне не понимаем зачем сейчас изобретать что-то взамен тому, что нормально работает. А если отмена ЕНВД – решение принципиальное, то надо предложить взамен что-то лучшее и более совершенное, сделав ребрендинг оправдавшего себя ЕНВД».

Региональный омбудсмен по защите прав предпринимателей Степан Ткачук отмечает, что участники недавно состоявшегося совещания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации по вопросу регулирования налогового режима ЕНВД обозначили высокую востребованность налогового режима ЕНВД для налогоплательщиков. Режим ЕНВД исторически был разработан как временная мера поддержки предпринимательства до момента установления устойчивой высокой экономической динамики и повышения рентабельности бизнеса и доходов населения. Однако настоящий период характеризуется ограниченной экономической динамикой и стагнацией доходов населения, что предполагает также невысокие темпы развития малого бизнеса.

Участники также отметили обеспокоенность планами по запрету применения ЕНВД при реализации товаров, подлежащих маркировке, учитывая, что реализацией указанных товаров занимается значительное количество субъектов микробизнеса. Представляется, что следует пересмотреть категории видов деятельности, попадающие под данный запрет.

Важно, что подавляющее большинство организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД, реализуют социально значимые товары и услуги, в том числе обеспечивают продажи товаров по низким ценам, оказывают бытовые и ветеринарные услуги, осуществляют автоперевозки и т.д. Резкое сокращение указанных предприятий может привести к существенному росту цен и, как следствие, к ухудшению экономического и социального положения граждан. C учетом принимаемых регуляторных мер по цифровизации бизнеса, которая требует дополнительных затрат и адаптации субъектов предпринимательской деятельности к новым требованиям, отмена режима ЕНВД с 2021 года станет для малого бизнеса очередным ударом и приведет к уходу в тень или закрытию немалого количества субъектов хозяйственной деятельности.

Таким образом, принимая во внимание цели национального проекта «МСП и поддержка национальной предпринимательской инициативы», для того чтобы обеспечить функционирование предприятий и индивидуальных предпринимателей с учетом текущей рентабельности и снизить риски сокращения налоговых поступления от предпринимательской деятельности, лучшая рекомендация сейчас – установить переходный период с продлением срока применения ЕНВД, как минимум до 2024 г. Это связано и постепенным распространением режима самозанятых на все субъекты Российской Федерации, предполагающее переход на него большего числа предпринимателей с режимов ЕНВД, УСН и ПСН. На время переходного периода следует модифицировать систему ЕНВД, установив ограничения по выручке, проведя широкую дифференциацию видов деятельности и исключив возможность для высокомаржинальных бизнесов уплачивать близкий к нулю размер налогов, таким образом, повысив эффективность налога для государства. А в качестве альтернативы также модифицировать иные режимы налогообложения, которые могли бы использовать нынешние плательщики ЕНВД.

Режим ЕНВД можно совмещать с другими режимами налогообложения, что дает возможность малым предприятиям осваивать новые направления и виды деятельности с минимальными издержками и рисками.

В установлении ЕНВД достаточно высока доля участия органов местного самоуправления, полагает федеральный уполномоченный Борис Титов. Корректировка коэффициента базовой доходности К2, возможность снижения налоговой ставки с 15% до 7,5%, дают возможность органам местного самоуправления вести гибкую политику для повышения инвестиционной привлекательности своих территорий.

Полноценной альтернативы режиму ЕНВД в настоящее время не существует, констатирует Б.Ю.Титов. В частности, патентная система налогообложения (ПСН) не может применяться организациями. Кроме того, в рамках ПСН невозможно уменьшение налога на страховые взносы, а установленные ограничения (количество работников, торговая площадь) существенно меньше лимитов, установленных для ЕНВД. Применение режима ПСН лимитировано 60 млн. руб. выручки. Предпринимательские объединения региона считают, что патентная система налогообложения пока не способна полноценно заменить ЕНВД.

Упрощенная система налогообложения (УСН) предполагает обязательное ведение отчетности, и для налогоплательщиков она намного более затратна (от 1,5 до 6 раз). Кроме того, УСН имеет установленный лимит по выручке до 150 млн. рублей.

Предлагаемая система ЕНВД должна быть реформирована за счет следующих действий:

- расширения перечня видов деятельности, осуществление которых дает право применять ЕНВД, с сохранением права вводить налог для конкретных видов за муниципальными образованиями;

- увеличения размеров базовой доходности для отдельных видов деятельности;

- повышения эффективности дифференциации размеров налога для отдельных видов деятельности за счет расширения потенциала использования органами местного самоуправления корректирующего коэффициента К2;

- пересмотра видов физических показателей для отдельных видов деятельности, позволяющих эффективно контролировать уплату ЕНВД с целью реализации принципа всеобщности налогообложения.

Участники совещания в Москве решили после соответствующей подготовки направить обобщенные предложения в адрес Правительства Российской Федерации и представить их на предстоящем в декабре 2019 года заседании Государственного совета Российской Федерации по направлению «Малое и среднее предпринимательство».

Вместе с тем, омбудсмен Степан Ткачук обращает внимание предпринимателей региона, что официальные статистические данные свидетельствуют о том, что поступления от единого налога в консолидированный бюджет Вологодской области ежегодно снижается. Так, доля ЕНВД в налоговых и неналоговых доходах в 2018 году составила 1%, когда в 2015г. – составляла 1,8%. А доля УСН растет, и составляет в 2018 г. 3,4%. Сокращается количество налогоплательщиков, применяющих ЕНВД: с 24 тыс. ед. в 2010 до 17,9 тыс.ед. в 2018 году. При этом растет число плательщиков, предпочитающих УСН: в 2010 г. – 46,6 тыс.ед. до 89 тыс.ед. в 2018 году.

Эта тенденция указывает, что через определенный период бизнес и сам откажется от единого налога. В настоящее время при участии представителей предпринимательского сообщества следует провести дополнительный тщательный анализ с целью выявления всех потенциальных рисков (явных и скрытых) в случае поспешной отмены ЕНВД, а так же внести предложения по альтернативным видам льготных налоговых режимов.